Для коррекции ошибок в произношении звонких и глухих согласных эффективны следующие методы:
- Тактильно-вибрационный контроль. 1 Одну руку ребёнка прикладывают к шее в области гортани, другую подносят ко рту, чтобы убедиться в том, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных вибрация хорошо ощутима. 1
- Вибрационный массаж. 1 Потряхивание гортани пальцами, что стимулирует вибрацию голосовых связок. 1 Также к упражнениям относят «мычание» с одновременным постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определённых направлениях, ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях, кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию. 1
- Использование таблички. 2 На ней глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. 2 Ребёнок, зная или вновь усвоив звонкость наиболее лёгкого для него согласного одной вертикальной пары, глядя на таблицу, нередко по аналогии произносит и остальной ряд звуков. 2
- Упражнения на материале разнообразных слогов, слов и фраз. 4 Они помогают закрепить в речи звонкие согласные и отдифференцировать их от парных глухих. 4
Для подбора индивидуальных методов коррекции ошибок в произношении согласных звуков рекомендуется обратиться к логопеду.