Некоторые методологические подходы, которые используются в современных педагогических исследованиях:
- Системный подход. 12 Направлен на выделение основных компонентов педагогического процесса (цели, объектов, субъектов и т. д.) и их комплексное исследование. 1
- Синергетический подход. 1 Предусматривает естественную самоорганизацию воспитательно-образовательного процесса и эффективное использование имеющихся внутренних ресурсов. 1
- Антропологический подход. 1 Направлен на «очеловечивание» педагогического процесса, то есть восприятие личности ребёнка и её индивидуальных особенностей. 1
- Культурологический подход. 1 Ориентирован на воспитание культурной личности, раскрытие эстетического и нравственного потенциала. 1
- Аксиологический подход. 1 Направлен на признание ценности жизни каждого человека и включение жизненного опыта ребёнка в воспитательно-образовательный процесс. 1
- Деятельностный подход. 1 Предусматривает ориентацию процесса обучения на решение непосредственно учебных задач. 1
- Компетентностный подход. 1 Ориентирован на насыщение воспитательно-образовательного процесса практическими навыками и умениями. 1
- Личностный подход. 1 Направлен на оказание всесторонней помощи ребёнку в процессе самореализации и развитии личности. 1
- Средовой подход. 1 Предусматривает соблюдение права ребёнка на участие в проектировании и создании образовательной среды. 1
- Ситуационный подход. 1 Предполагает создание педагогических ситуаций, в процессе решения которых ребёнок получит не только теоретические знания, но и практические умения и навыки. 1