Для диагностики диалогической речи детей с тяжёлыми нарушениями речи можно использовать, например, следующие методики:
- Методика А. В. Чулковой. molnaukaelsu.ru Включает задания на употребление слов и фраз приветствия, просьб, извинения, знакомства. molnaukaelsu.ru Например, «Подбери фразу, слово к ситуации». molnaukaelsu.ru Цель — выявить умения ребёнка выражать приветствие, прощание, извинение, просьбу, обращённые к взрослому и сверстнику. molnaukaelsu.ru
- Методика Р. И. Лалаевой. molnaukaelsu.ru elib.bspu.by Предполагает конструирование диалога с опорой на сюжетные картинки. molnaukaelsu.ru Например, «Составь рассказ по серии картинок». molnaukaelsu.ru Цель — выявить соответствие ответа ситуации. molnaukaelsu.ru
- Методика Алексеевой М. М. и Яшиной В. И.. vk.com Предполагает посредством непринуждённой беседы выяснять способность детей вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать разговор на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. vk.com
- Методика Бизиковой О. А.. vk.com Предполагает наблюдение за речью ребёнка в его повседневном общении, в играх. vk.com Парные и коллективные игры позволяют оценить умение ребёнка ставить и задавать вопросы при общении со сверстниками и взрослыми, умение использовать в разговоре правила речевого этикета. vk.com
Для повышения эффективности диагностики и работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи также могут использоваться сюжетно-ролевые игры и неподготовленные диалоги. molnaukaelsu.ru