На переходность глагола могут влиять семантические особенности глагола. 2
Некоторые лексические значения, которые могут обозначать переходные глаголы:
- Процесс создания, изменения или уничтожения объекта. 13 Например: написать книгу, сжечь полено. 34
- Чувственное восприятие. 13 Например: ощущать тепло, слышать шорохи. 3
- Воздействие на объект, которое не изменяет его. 34 Например: благодарить друзей, гладить кота. 3
- Отношение к объекту. 34 Например: ненавидеть грубость, предпочитать кофе. 3
Некоторые лексические значения характерны для непереходных глаголов:
- Психическое, физическое состояние, положение в пространстве. 34 Например: грустить, заболеть, присесть. 3
- Движение и существование. 34 Например: ходить, передвигаться, быть, являться. 3
- Профессиональные либо непрофессиональные занятия. 34 Например: слесарничать, лентяйничать. 34
- Становление и выявление качеств. 34 Например: подрастать, краснеть, уменьшаться. 3
Один и тот же многозначный глагол в значении одного лексико-семантического варианта может быть переходным, в значении другого — непереходным. 2