Н. В. Серебрякова выделила следующие этапы формирования семантических полей в речи детей: vk.com
Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. vk.com Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации, в качестве слов-реакций преобладают названия окружающих предметов. vk.com Лексическая системность не сформирована. vk.com
На втором этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную образную связь. vk.com Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определённые образы (представления). vk.com Семантическое поле ещё структурно не организованно, не оформлено. vk.com
На третьем этапе формируются понятия, процессы классификации. vk.com На смену образным связям приходят связи между словами семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком. vk.com Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями которого являются группировки и противопоставление. vk.com
А. И. Лаврентьева выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря: doshkolnik.ru
Первый этап — словарь ребёнка представлен неупорядоченным набором отдельных слов (от 20 до 50). doshkolnik.ru
В начале второго этапа словарный запас начинает быстро увеличиваться. doshkolnik.ru В детском сознании начинает формироваться система, или группа слов, относящихся к одной ситуации. doshkolnik.ru
Третий этап характеризуется осознанием сходства определённых элементов ситуации и объединением лексем в тематические группы. doshkolnik.ru Это вызывает развитие лексической антонимии «большой-маленький», «хороший-плохой». doshkolnik.ru
На четвёртом этапе развития лексической системы наблюдается преодоление указанных замен, возникает синонимия. doshkolnik.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.