Некоторые этапы формирования навыков:
- Построение алгоритма формирования навыка. 1 Необходимо установить, сколько операций и приёмов нужно выполнять за определённый промежуток времени, с какой периодичностью и в какой последовательности. 1
- Обеспечение условий для поэтапного формирования навыка. 1 Подразумевает создание благоприятной рабочей атмосферы, наличие всех необходимых материалов и ресурсов. 1 Этот этап делится на три подэтапа: аналитико-синтетический, автоматизм и закалка. 1
- Осмысление полученного навыка. 1 Предусматривает не механическое овладение навыком, а понимание его значимости в практической и профессиональной деятельности, умение применять его по назначению. 1
- Опора на совокупность методических приёмов, направленных на оценку полученного навыка. 1 На этом этапе учащиеся демонстрируют полученные навыки, совместно с педагогом и другими учащимися осуществляют анализ, при необходимости корректно указывают на ошибки и выясняют, как их можно исправить или скорректировать. 1
- Создание условий, приближённых к реальным, в которых навык применяется с профессиональной целью. 1 В основном осуществляется в рамках непосредственной практической деятельности, организуемой во время учебной или производственной практики. 1
Также выделяют ознакомительный, аналитический, синтетический и ситуативный этапы формирования навыков: 2
- Ознакомительный этап. 2 Осмысление всего процесса, планирование и представление своих действий. 2 Необходимо ознакомиться со всеми приёмами выполнения. 2
- Аналитический этап (подготовительный). 2 Действия выполняются не совсем умело, но осознанно. 2 Требуется проанализировать способы выполнения отдельных элементов действия с целью овладения ими. 2
- Синтетический этап (стандартизирующий). 2 Постепенная автоматизация отдельных элементов действия. 2 В процессе необходимо научиться сочетать несколько элементарных движений, чтобы потом их можно было объединить в одно полноценное действие. 2
- Ситуативный этап (варьирующий). 2 Приспособление выполняемых действий к определённой ситуации. 2 Целью является овладение произвольным регулированием характера действия. 2