Для выбора оптимальных методов обучения в зависимости от цели и содержания учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы:
- Общая образовательная цель. 1 Она включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся. 1
- Особенности преподавания конкретной учебной дисциплины, темы или раздела. 1
- Цель учебного занятия и задачи по её достижению, а также содержание урока. 1
- Количество времени, отведённого учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы. 1
- Возрастные, физические и психологические возможности учащихся, а также их индивидуальные особенности. 1
- Исходный уровень подготовленности учащихся (образованность, воспитанность и общее развитие). 1
- Материальная, техническая и методическая оснащённость учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядных пособий, оборудования). 1
- Уровень профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методические умения и навыки, а также ряд личностных характеристик. 1
Последовательность выбора методов обучения: 1
- Выбор словесных методов в соответствии с темой учебного занятия и поставленной целью. 1
- Выбор наглядных и практических методов на основании подобранных словесных, которые они должны сопровождать и усиливать. 1
- Выбор поисковых и репродуктивных методов на основании методов, подобранных ранее. 1
- Выбор методов управления самостоятельной работой учащихся, направленных на формирование навыков самоконтроля и самодисциплины. 1
При использовании новых, инновационных методов обучения важно полагаться на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. 5