Для сравнения двух разных типов текстов при написании сочинения рекомендуется следовать определённому алгоритму: 1
- Найти черты сходства двух текстов на уровне сюжета, образной системы, лексики, изобразительных средств, синтаксических конструкций и других параметров. 1
- Найти различия на тех же уровнях. 1
- Объяснить выявленные различия: 1
- в произведениях одного и того же автора — разницей времени написания, различием художественных задач, противоречиями мировоззрения и мироощущения; 1
- в произведениях разных авторов — различием художественных миров, исторических условий и особенностей литературного развития, если авторы жили в разное время, или различием национальных художественных миров, если они принадлежат к разным национальным культурам. 1
- Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом. 1
Также при написании сочинения рекомендуется:
- Выбрать основу для сравнения. 2 Так можно задать контекст: как именно сравнивать два объекта. 2 В основе сравнения может лежать теоретический подход, вопрос или проблема, на которые ищется ответ. 2
- Изучить сравниваемые объекты. 2 Нужно продемонстрировать их глубокое понимание, но при этом не указывать больше подробностей, чем позволяет формат задания. 2
- Составить список сходств и различий сравниваемых объектов. 2 Выявить признаки сходства — базовая задача сравнительной работы, но важно показать, что объекты всё же отличаются между собой. 2
При написании сочинения также стоит определить стиль и тип сравниваемых текстов, отметить ключевые слова, подчеркнуть предложения, которые можно использовать как эпиграф, или подобрать свой эпиграф, указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи. 13