Чтобы составить план текста, который помогал бы структурировать информацию и запоминать ключевые моменты, можно следовать таким рекомендациям:
Определите цель текста. 1 Это поможет понять, что для читателя важно, а что — нет. 1
Определите целевую аудиторию текста. 1 Подумайте, кто будет читать текст. 1 Это нужно, чтобы понять, насколько подробным он должен быть. 1
Идите от общего к частному. 1 Сначала расскажите об объекте или явлении в целом, а потом приводите примеры и погружайтесь в детали. 1
Выберите вид плана. 3 Чаще всего используют три вида плана — назывной, вопросный и тезисный. 5 Назывной план состоит из двух-четырёх ключевых слов. 5 Вопросительный план выражается в форме вопросов, а написанный текст будет представлять из себя ответ на этот вопрос. 5 Тезисный план представляет из себя одно или два предложения или утверждения. 5
Проверьте, что план соответствует критериям: 3
логичен и последователен; 3
не содержит повторы; 3
содержит исчерпывающую информацию по вопросу или теме; 3
не включает пункты, состоящие из одной формулировки (такие пункты лучше объединять с другими); 3
краток (нужно убедиться, что формулировки точные и краткие); 3
лаконичен (оптимально умещать план в 5–7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить). 4
Строгих общепринятых правил оформления планов нет. 1 В компаниях, изданиях и СМИ могут быть свои стандарты. 1