Речевая ситуация определяет выбор языковых средств и структуру коммуникации. 3
Некоторые факторы, которые влияют на это:
- Сфера речевого общения и предмет речи. 1 Например, при непосредственном общении с окружающими используют разговорную речь, в сфере научной деятельности — научный стиль, в сфере общественных отношений — публицистический стиль, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловой стиль. 1
- Социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения. 1 Например, в ситуации «учитель и ученик» (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе) необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой ситуации. 1
- Количество участников речевого общения. 1 От этих условий зависит подбор слов, построение предложений, общий план, композиция речевого произведения, аргументы, направление мысли, используемый фактический материал, темп речи. 1
- Цели и задачи речевого общения. 1 В зависимости от целей и задач общения используют средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. 1
Речевая ситуация также обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. 1 Например, нейтральное высказывание «У меня всё нормально» в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения. 1