Анализ СМИ включает несколько этапов: 2
- Работа с информационным массивом. 2 Выделение объектов, событий, понятий, кластеризация и тематическое индексирование, проверка на повторяемость. 2
- Анализ текстов СМИ. 2 Использование математико-статистических процедур и методов частотного анализа, количественный и качественный анализ сообщений, учёт частоты появления анализируемых категорий, их совместного появления и характера направленности. 2
- Подготовка результатов исследования. 2 Оформление аналитического отчёта, который сочетает в себе инфографику и текстовый материал, содержит выводы и практические рекомендации. 2
Некоторые методы анализа СМИ:
- Количественный анализ. 25 Даёт возможность понять, насколько ключевые сообщения и темы, в распространении которых заинтересована организация, реально нашли отражение в СМИ. 2 Измеряет наличие или отсутствие в тексте определённых слов, темы и форматы публикаций, теги, разделы, направления изданий, размер текста, время выхода материала, количество репостов первоисточника, комментариев читателей и просмотров. 5
- Качественный анализ. 25 Помогает собрать и интерпретировать более сложную информацию. 5 С его помощью изучают явные и скрытые смыслы, выраженные в текстах, а также тон, в котором они написаны. 5 Кроме того, качественный анализ определяет контекст публикаций, например, тематику и позицию издания, в котором опубликован материал. 5
Некоторые теории и подходы к анализу СМИ:
- Неомарксистская теория СМИ. 4 Основана на марксовой теории общества об эксплуатации рабочего класса и общем классовом конфликте в истории. 4 Отличие от классической теории заключается в том, что в центре внимания находится интеллектуальная, а не экономико-материальная эксплуатация. 4
- Функционалистская теория СМИ. 4 Это позитивистское рассмотрение функционирования СМИ. 4 Функционализм выражает связь между индивидуальными и общественными потребностями. 4
- Теория технологического детерминизма. 4 Относится к разряду медиацентрических теорий, которые видят основную причину социальных изменений в СМИ. 4 Это означает, что имеющиеся средства массовой информации влияли на структуру, распределение власти и другие аспекты жизни общества. 4
Критерии анализа СМИ могут включать восприятие структурных элементов материалов (заголовок, лид, иллюстрация, информационная справка, инфографика), содержательных характеристик (использование качественных источников информации, актуальность, эксклюзивность, практическая польза, рассказ об интересном герое, полнота информации), использованных источников информации и тона материалов. 3
Выбор теорий, методов, критериев и подходов для анализа СМИ зависит от конкретных задач и целей исследования.