Чтобы организовать диалог по теме урока русского языка, можно использовать следующие подходы:
Побуждающий диалог. 24 Сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. 4 На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. 4
Подводящий диалог. 24 Система (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. 4 В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). 2
Создание поля для столкновения различных точек зрения. 5 Например, в начале урока учитель прикрепляет на доску цитату, эпиграф и только в конце урока обращается к ней, предлагая ребятам подумать, насколько материал урока был связан с этой фразой. 5
Использование приёмов, позволяющих строить учебный диалог: 5
блиц-опрос, где точность вопросов обуславливает краткость и адекватность ответов; 5
использование уточняющих вопросов («Правильно ли я тебя понял, ты спрашиваешь о…?»); 5
установление правил диалога — говорить так, чтобы быть понятым, высказываться непосредственно по теме, избегать лишней информации, критиковать идеи, а не личности. 5
Задача учителя — создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. 2 Он должен стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка. 2