Для определения частей речи в словосочетаниях на уроках русского языка рекомендуется следующий план синтаксического анализа: 1
- Найти в предложении словосочетания. 1
- Определить главное и зависимое слова в словосочетании, задать вопрос от главного к зависимому, обозначить, какими частями речи они выражены. 1
- Определить вид словосочетания по морфологическим характеристикам главного слова (именное, глагольное, наречное). 1
- Назвать тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление и примыкание) и объяснить, как воспроизводится грамматическая связь (с помощью окончания зависимого слова и/или предлога). 1
- Определить, какое значение выражается в словосочетании (признак действия — обстоятельственное, признак предмета — определительное, признак признака — обстоятельственное). 1
Некоторые виды подчинительной связи и их особенности:
- Согласование. 2 Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. 2 Способны на это только прилагательные, причастия, порядковые числительные и некоторые местоимения. 2
- Управление. 2 Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей: «кого?», «чего?», «кому?», «чему?», «что?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чём?». 2
- Примыкание. 2 Зависимое слово является неизменяемым. 2 Это наречие, деепричастие, инфинитив глагола, неизменяемые притяжательные местоимения, неизменяемые прилагательные и формы сравнительной степени прилагательного. 2 Главным словом может быть глагол, существительное или наречие. 2