Чтобы определить разницу между проектным и исследовательским методами в рамках образовательного процесса, можно обратить внимание на следующие аспекты:
- Цель. 23 Исследовательская деятельность направлена на установление истины и новых знаний, при этом не ставится задача вмешательства в существование объекта. 2 Проектная деятельность предполагает совершенствование среды, то есть использование полученных знаний на практике. 2
- Субъект. 2 При исследовательской деятельности субъект не является свободным координатором своих действий, есть прямое влияние. 2 В проектной деятельности субъект — учащийся, который приобретает компетентности под косвенным влиянием учителя, координатор проекта. 2
- Объект. 2 При исследовании — интеллектуальный продукт, который устанавливает ту или другую истину и представляется в стандартном виде (доклад, статья, тезисы и др.). 2 Продукт проекта может быть известен в истории общества, но он является новым для себя, субъективно неизвестным; этот продукт может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т. д.). 2
- Мотивация. 2 В исследовании — познавательный и научный интерес. 2 В проекте, наряду с познавательным, выступает множество личностно значимых мотивов: самообразования и самосовершенствования, получения положительной оценки, самоутверждения в коллективе, ответственности перед обществом, семьёй, группой. 2
- Время. 2 Исследовательская деятельность носит вневременной характер, то проект нацелен в будущее. 2
- Система работы. 2 Деятельность при исследовании строится по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, работа с литературой и составление библиографического списка, выбор и освоение методов исследования, сбор данных и проверка гипотезы на собранном материале. 2 При проектной деятельности выделяют три этапа: организационный, технологический, заключительный. 2
- Критерии результативности. 2 Если для исследования наиболее важна истинность (подтверждение или опровержение), то проекту важнее его реализуемость. 2
- Методы. 2 При исследовании — анализ, научное наблюдение, опрос в разных формах (интервьюирование, анкетирование), эксперимент. 2 В проектной деятельности — алгоритмические и эвристические методы. 2
- Первичные умения учащихся. 2 На тот момент, как учащийся приступает к исследовательской работе, ему необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения. 2 В проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения. 2
- Развиваемые личностные качества. 2 В процессе исследовательской работы у учащихся развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. 2 Проект развивает самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность. 2
- Формы работы. 2 Экспедиция, конференция, семинар, практика, научное общество, лабораторный опыт — это исследовательские формы. 2 В проектной деятельности формы работы зависят в первую очередь от формы будущего продукта и выбираются применительно к нему. 2