Чтобы обучиться методологии обучения, в том числе определять потенциальные источники информации и формулировать вопросы для получения ответов на них, можно использовать метод вопрошающего обучения. 3 Он предполагает поиск ответа на центральный вопрос темы с помощью методов исследования (наблюдение, экспериментирование, поиск, анализ и др.) под руководством педагога. 3
План такого обучения: 3
- Формулирование главного вопроса, связанного с темой урока. 3 Он должен быть инициирующим и задавать тон всему занятию. 3
- Отбор источников, где можно найти ответ на вопрос. 3 Определяется спектр ресурсов, в которых можно найти ответ (литература, медиа, люди, выставки, конференции, организации, центры, музеи и др.). 3
- Озвучивание вопроса слушателям и формулирование вспомогательных вопросов. 3 Цель этапа — замотивировать слушателей главным вопросом и вместе с ними составить план-схему из вопросов, которые помогут ответить на главный. 3
- Поиск необходимых ресурсов для ответа на вопрос и оценка их достоверности. 3 Если слушатели находятся в начале пути познания, то лучше облегчить им задачу и предоставить готовый список источников. 3 Постепенно важно отдавать часть ответственности и свободы в поисках источников — можно уменьшить список проверенных и попросить найти ещё что-то дополнительное или вообще не предоставлять заранее отобранных источников. 3
- Интерпретация информации. 3 Важно научить слушателей искать и отбирать ту информацию, которая поможет ответить именно на заданный вопрос. 3
Также для обучения методологии обучения можно использовать проектный метод. 45 При нём ученики сами ставят цель и определяют пути достижения. 4 Они должны самостоятельно искать, отбирать, обобщать и анализировать данные. 4 Задача преподавателя — помогать учащимся, отвечать на вопросы, консультировать. 4