Наука стала социальным институтом в эпоху Возрождения благодаря ряду факторов:
- Процесс секуляризации. 2 Католическая церковь теряла авторитет и монопольное право на обладание истиной. 2 На смену религиозному типу культуры шёл светский, в котором основные жизненные ценности человека были связаны с земной жизнью. 2
- Изобретение печатного станка. 25 Оно подорвало интеллектуальную монополию и авторитет духовенства, открыв дорогу светскому образованию и внецерковной учёности. 2
- Появление новой духовной элиты. 2 Появилась светская интеллигенция — учёные люди, не имеющие отношения к церкви, а иногда — и к университету. 2
- Возникновение вольных академий. 2 В 1459 году во Флоренции была учреждена Платоновская академия — кружок гуманистов, с этого времени начинается развитие вольных академий как новых центров науки, альтернативных университетам. 2
Эти технические и социальные изменения подготовили появление науки нового типа — активной и открытой, в которой техника и теория впервые соединяются друг с другом: не только учёные теперь интересуются ремёслами, но и ремесленники — учёными книгами, которые в некоторых случаях становятся необходимыми в их профессиональной деятельности. 2