Хиазм — риторическая фигура, которая заключается в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. 12 Элементы первой половины предложения во второй части меняют порядок на противоположный, создавая эффект противопоставления понятий. 5
В повседневной речи и публицистике хиазм можно использовать, чтобы сделать высказывание более ёмким и запоминающимся. 5 С его помощью можно привлечь внимание к противопоставляемым концепциям. 5
Некоторые примеры использования хиазма:
- «Сначала мы создаем дом, а затем дом создает нас» (Уинстон Черчилль). 5 В этой цитате хиазм используется, чтобы объяснить, что люди сами создают мир, который, в свою очередь, влияет на них. 5
- «Живи просто, чтобы другие могли просто жить» (Ганди). 5 Если представить это предложение в качестве части текста, оно логичнее всего смотрится в виде сильной заключительной фразы. 5
- «Некоторые думают, что причина, по которой мы так легко отказываемся от вещей, заключается в том, что у нас их много. На самом деле всё как раз наоборот — причина, по которой у нас так много вещей, в том, что мы легко от них отказываемся» (Альфред П. Слоун). 5 Здесь хиазм построен на повторении одних и тех же фраз в двух отдельных предложениях. 5
Хиазм уместен в текстах различных жанров, его используют в художественных произведениях, речах политических деятелей, в рекламе. 3