Лекция может способствовать развитию критического мышления у студентов, если в процессе используются определённые виды и методы. 3 Некоторые из них:
- Лекция-визуализация. 3 Словесная информация представлена в виде схем, рисунков и чертежей. 3 Такой тип лекции помогает студентам учиться работать с информацией: подчёркивать конкретные моменты, определять между ними связи и составлять их в графической форме. 3
- Лекция-пресс-конференция. 3 Лектор даёт тему на рассмотрение, а слушатели задают вопросы в письменном виде. 3 Затем преподаватель объясняет тему, включая ответы на заданные вопросы. 3 В результате студенты учатся задавать вопросы, узнавать тенденции работы с информацией, вести дискуссию. 3
- Интегративная лекция. 3 В процессе такого занятия происходит синтез учебного материала разных предметов. 3 Интегративная лекция поддерживает умственное развитие студентов, характеризует взаимосвязь между предметами, излагает практическую ценность различных подходов. 3
- Лекция с заранее запланированными ошибками. 3 Такой тип лекции может усилить умение студентов мыслить критически. 3 После краткого вступления, в котором говорится о «слабых местах» различных научных подходов, лектор предлагает студентам сосредоточиться и попытаться отследить крайности и притеснения. 3
- Лекция-диалог. 3 В такой лекции у студентов формируется и развивается умение грамотно аргументировать и доказывать свою точку зрения, вырабатываются навыки применения научной терминологии, умение задавать вопросы и вести научную дискуссию. 3
Развитие критического мышления ориентировано не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания, на постановку проблемы, поиск её решения. 1