В современном фольклористическом образовании изучение былин включает несколько этапов: multiurok.ru
- Подготовительный. multiurok.ru Дети осваивают минимум знаний о творчестве русского народа, который необходим для восприятия былин. multiurok.ru Проводится словарно-лексическая работа. multiurok.ru На этом этапе на уроках чтения дети знакомятся с содержанием изучаемой былины в пересказе. multiurok.ru
- Основной. multiurok.ru Учитель знакомит детей с уже известной им по содержанию былиной в новой языковой форме — оригинале, то есть учит читать текст былины, созданный сказителем. multiurok.ru Цель учителя — показать детям жанровую специфику былин, заинтересовать ею и научить младших школьников выделять её. multiurok.ru На этом этапе ведётся работа над пониманием образного строя языка былин, внимание детей обращается на ритмическую организацию и мелодику былинного стиха. multiurok.ru
- Заключительный. multiurok.ru Дети пробуют себя в роли сказителя изученной былины. multiurok.ru
Также при изучении былин используются следующие приёмы:
- сравнение оригинала с пересказом; multiurok.ru
- сопоставление разных оригинальных текстов былин (то есть сравнение текстов одной и той же былины, но рассказанной разными сказителями); multiurok.ru
- хоровое и индивидуальное проговаривание былинного текста; multiurok.ru
- упражнения по технике речи, совершенствующие дикцию, необходимую при сказывании былин; multiurok.ru
- непроизвольное заучивание былинных стихов наизусть (путём многократного повторения на уроках); multiurok.ru
- наблюдение над словом, композицией, ритмом и рифмой былинного текста. multiurok.ru
Важную роль играет итоговый урок: он предоставляет возможность обобщить изученное и контролировать качество усвоения учебного материала учащимися. monographies.ru