В современном фольклористическом образовании изучение былин включает несколько этапов: 1
- Подготовительный. 1 Дети осваивают минимум знаний о творчестве русского народа, который необходим для восприятия былин. 1 Проводится словарно-лексическая работа. 1 На этом этапе на уроках чтения дети знакомятся с содержанием изучаемой былины в пересказе. 1
- Основной. 1 Учитель знакомит детей с уже известной им по содержанию былиной в новой языковой форме — оригинале, то есть учит читать текст былины, созданный сказителем. 1 Цель учителя — показать детям жанровую специфику былин, заинтересовать ею и научить младших школьников выделять её. 1 На этом этапе ведётся работа над пониманием образного строя языка былин, внимание детей обращается на ритмическую организацию и мелодику былинного стиха. 1
- Заключительный. 1 Дети пробуют себя в роли сказителя изученной былины. 1
Также при изучении былин используются следующие приёмы:
- сравнение оригинала с пересказом; 1
- сопоставление разных оригинальных текстов былин (то есть сравнение текстов одной и той же былины, но рассказанной разными сказителями); 1
- хоровое и индивидуальное проговаривание былинного текста; 1
- упражнения по технике речи, совершенствующие дикцию, необходимую при сказывании былин; 1
- непроизвольное заучивание былинных стихов наизусть (путём многократного повторения на уроках); 1
- наблюдение над словом, композицией, ритмом и рифмой былинного текста. 1
Важную роль играет итоговый урок: он предоставляет возможность обобщить изученное и контролировать качество усвоения учебного материала учащимися. 2