Гуманистическая педагогика противопоставляется авторитарному подходу в образовании тем, что ставит в центр воспитательно-образовательного процесса личность ребёнка. 2 Учитель старается понять и признать внутренний мир каждого ученика, разговаривает с ребёнком на равных. 1
Некоторые отличия гуманистической педагогики от авторитарной:
- Педагог единолично решает все вопросы деятельности обучающегося и всего коллектива в целом, определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. 1
- Обучающиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом. 1
- Общение реализуется с помощью диктата и опеки. 1 Отказ ученика повиноваться может привести к конфликтной ситуации. 1
- Успеваемость обучающихся рассчитывается исходя из формальных оценок. 1 Личность и индивидуальность, мотивы обучающегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимаются во внимание педагогом). 1
Гуманистическая педагогика, в свою очередь, предполагает:
- Создание эмоционально положительной и благоприятной среды, комфортной для воспитания и обучения. 2
- Дети являются равными участниками педагогического процесса. 2 Они имеют возможность принимать равное активное участие в педагогическом процессе. 2
- Установление благоприятного эмоционального климата в детском коллективе, основанном на межличностных отношениях в группе (классе). 2
- Образовательные программы направлены на максимальное развитие творческого потенциала и возможностей каждого ребёнка. 2
- Предоставление детям возможности обсуждения с педагогом возникающих в процессе обучения и воспитания проблем, совместный выбор методов и средств их преодоления, осуществление самооценки собственной деятельности. 2
- Отказ от использования жёсткой оценочной шкалы успеваемости, которая оказывает на детей определённое психологическое давление. 2