Гуманистическая педагогика противопоставляется авторитарному подходу в образовании тем, что ставит в центр воспитательно-образовательного процесса личность ребёнка. spravochnick.ru Учитель старается понять и признать внутренний мир каждого ученика, разговаривает с ребёнком на равных. dzen.ru
Некоторые отличия гуманистической педагогики от авторитарной:
- Педагог единолично решает все вопросы деятельности обучающегося и всего коллектива в целом, определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. dzen.ru
- Обучающиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом. dzen.ru
- Общение реализуется с помощью диктата и опеки. dzen.ru Отказ ученика повиноваться может привести к конфликтной ситуации. dzen.ru
- Успеваемость обучающихся рассчитывается исходя из формальных оценок. dzen.ru Личность и индивидуальность, мотивы обучающегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимаются во внимание педагогом). dzen.ru
Гуманистическая педагогика, в свою очередь, предполагает:
- Создание эмоционально положительной и благоприятной среды, комфортной для воспитания и обучения. spravochnick.ru
- Дети являются равными участниками педагогического процесса. spravochnick.ru Они имеют возможность принимать равное активное участие в педагогическом процессе. spravochnick.ru
- Установление благоприятного эмоционального климата в детском коллективе, основанном на межличностных отношениях в группе (классе). spravochnick.ru
- Образовательные программы направлены на максимальное развитие творческого потенциала и возможностей каждого ребёнка. spravochnick.ru
- Предоставление детям возможности обсуждения с педагогом возникающих в процессе обучения и воспитания проблем, совместный выбор методов и средств их преодоления, осуществление самооценки собственной деятельности. spravochnick.ru
- Отказ от использования жёсткой оценочной шкалы успеваемости, которая оказывает на детей определённое психологическое давление. spravochnick.ru