В дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит совершенствование всех сторон речи: 3
- Фонетическая сторона. 3 Завершается формирование правильного звукопроизношения. 3 Развивается фонематический слух — способность различать звуки речи. 3
- Лексическая сторона. 3 Словарь растёт до 3500–4000 слов к 6–7 годам. 3 Ребёнок осваивает обобщающие понятия, антонимы, синонимы. 3
- Грамматический строй. 3 Ребёнок осваивает сложные грамматические конструкции. 3 Учится правильно строить разные типы предложений. 3
- Связная речь. 3 Развивается монологическая речь — ребёнок учится составлять рассказы, пересказывать. 3 Совершенствуется диалогическая речь — умение вести беседу. 3
Некоторые методы, которые помогают формировать основные компоненты речи у детей дошкольного возраста:
- Игровая деятельность. 2 Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. 2
- Познавательно-исследовательская деятельность. 2 В результате наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания, экспериментирования обогащается словарный запас детей, развивается связная речь, закрепляется умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания. 2
- Восприятие художественной литературы и фольклора. 2 Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. 2
- Формирование навыков самообслуживания и элементов труда. 2 В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются навыки диалогической речи и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью. 2
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. 14 Чем богаче и разнообразнее речь окружающих, тем лучше развивается речь ребёнка. 3