Анаксагор объяснял возникновение многообразия вещей из неизменных частиц (гомеомерий) следующим образом: 12
Мир, согласно Анаксагору, состоит из бесконечного множества вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц — «семян вещей». 1 Эти частицы неизменны, хотя и делимы до бесконечности. 1 Так, камень состоит из мельчайших камешков, трава — из мельчайших травинок, а кость — из мельчайших косточек. 1
Видимое изменение мира Анаксагор понимал как результат соединения и разъединения неизменных начал. 1 При этом семена вещества обладают свойством самоподобия: каждая часть семени по своим свойствам подобна целому, а сами семена подобны тем вещам, которые получаются из их соединения. 4
Кроме того, Анаксагор считал, что семена вещества изначально были неподвижны и беспорядочны, пока не были упорядочены и приведены в круговращательное движение мировым умом, космическим разумом (Нус). 4