Некоторые особенности работы с азиатскими каллиграфическими шрифтами, на примере китайской и японской каллиграфии:
Китайская каллиграфия состоит из тысяч символов, каждый из которых представляет слово или компонент слова. 1 При работе с иероглифами важно соблюдать строгие правила последовательности написания отдельных черт. 2 Например, в стиле «цаошу» иероглиф упрощается, часть элементов пропускается, а оставшиеся значительно утрируются. 4 Текст пишется цельно и стремительно, зачастую несколько иероглифов сплетаются в единую вязь. 4
Японская каллиграфия отличается разнообразием стилей, которые определяются формой иероглифов, используемыми инструментами, чернилами и манерой письма. 5 Некоторые особенности разных направлений:
- Кайсё. 5 Строгий и формальный вариант, характеризуется прямыми, чёткими линиями и правильным, почти геометрическим построением иероглифов. 5
- Гёсё. 5 Полукурсивный стиль, более свободный и экспрессивный, чем кайсё. 5 Линии становятся более плавными и текучими, некоторые штрихи упрощаются или соединяются, что придаёт письму динамичность. 5
- Сосё. 5 Курсивный стиль, наиболее свободный и абстрактный из всех. 5 В сосё иероглифы сильно упрощены, а штрихи часто сливаются в непрерывную линию. 5
- Рэйсё. 5 Канцелярский шрифт, каждый штрих которого сильно преувеличен в начале и конце. 5
- Тэнсё. 5 Формальный каллиграфический стиль, созданный для вырезания идеограмм на каменных табличках или памятниках, а также на декоративных штампах или печатях для обозначения права собственности. 5 По сравнению с современными иероглифами, знаки стиля тэнсё более вытянутые и аккуратные, а линии более тонкие и одинаковые по толщине, в нём нет крючков и откидных черт. 5