Некоторые особенности ритмической структуры древнерусской литературы на примере «Слова о полку Игореве»:
- Чередование коротких и длинных фраз-периодов. proza.ru В среднем длина одной фразы занимает до трети «абзаца», чередуясь с более короткими периодами, которые чаще всего расположены в начале «абзацев» или повторяются как рефрен. proza.ru
- Расположение ударных (восклицательных) фраз в начале «абзацев». proza.ru Таким приёмом автор акцентирует эмоциональное выделение последующих фрагментов текста. proza.ru
- Встраивание эмоционально-экспрессивных отступлений в ткань произведения. proza.ru Например, плач Ярославны или «златое слово» князя Святослава. proza.ru Ритм прямой речи этих персонажей выделяется обилием вопросительных и восклицательных интонаций. proza.ru
- Особо быстрый ритм в динамичных диалогах. proza.ru Так, эпизод между Гзаком и Кончаком построен как динамичный диалог, выдержанный в быстром темпе. proza.ru
- Чёткий лексический параллелизм. proza.ru Благодаря этому приёму удаётся при минимуме словесных средств воспроизвести максимально охватывающую внешний мир обзорную картину. proza.ru
Вся древнерусская литература в целом отличается чётким, подчас причудливым, а иногда и просто разговорным ритмом. feb-web.ru Ритмизована не только поэзия, но и летописи, и даже деловые тексты, например послания от одного князя к другому, поскольку гонцы заучивали их наизусть как стихи и исполняли их перед адресатом. feb-web.ru