Симфония №5 до-диез минор Густава Малера имеет необычную структуру: формально состоит из пяти частей (траурный марш, аллегро, скерцо, адажиетто и финал), но сам композитор говорил о трёх разделах. musicseasons.org ru.wikipedia.org
Некоторые особенности музыкальной структуры:
- Первая часть — траурный марш с традиционными жанровыми признаками: ритм мерной поступи, ритмическое скандирование, тембр медных духовых. musicseasons.org Марш написан в сонатной форме, но с контрастным эпизодом вместо разработки. ru.wikipedia.org levelvan.ru
- Вторая часть также имеет сонатную форму. musicseasons.org Главная партия представляет собой группу тем, распределённых по регистрам и тембрам и организованных в трёхчастную структуру. musicseasons.org Общий характер определяет первая тема — импульсивная, драматичная. musicseasons.org
- Третья часть — скерцо, на структуру которого оказала влияние форма большого венского вальса XIX века. musicseasons.org Тема подвергается варьированию, в процессе которого возникают новые танцевальные темы — то грациозные, то лирические, то гротескные. musicseasons.org
- Четвёртая часть — адажиетто, которое Малер назвал «маленьким адажио». musicseasons.org Миниатюрным здесь кажется всё: масштаб части, форма (простая трёхчастная), оркестровка (исключительно струнные, сопровождаемые арфой). musicseasons.org
- Финал — рондо-соната, традиционная для венского классицизма форма. musicseasons.org Начало финала — весёлая, незамысловатая мелодия в народном духе на фоне «волыночного» квинтового сопровождения. musicseasons.org
Кроме того, симфония отличается общим принципом развития, который внешне воспроизводит известную формулу: «от мрака к свету, через борьбу к победе». ru.wikipedia.org