Концертная форма в инструментальной музыке конца XVII — первой половины XVIII веков основана на чередовании темы в разных тональностях и интермедий. bigenc.ru Некоторые особенности этой формы:
- Тема излагается в начале и неоднократно воспроизводится с изменениями (как правило, с сокращением). bigenc.ru
- Интермедии обычно развивают материал темы и по сути являются модулирующими ходами, связывающими разнотональные проведения темы. bigenc.ru
- Для темы характерно исполнение всем составом оркестра (тутти), для интермедий — группой солистов. bigenc.ru
- Если концертная форма используется в произведении для инструмента соло, чередование темы и интермедий, как правило, подчёркивается сменой фактуры и динамики. bigenc.ru
- Форма обладает разной протяжённостью. ru.ruwiki.ru Норма — 7–11 частей, минимум — 5 частей, есть примеры концертной формы из 15 частей и даже более. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
- Почти всегда присутствует форма второго порядка. ru.ruwiki.ru Это может быть трёхчастная форма, фуга и даже форма с чертами сонатности, которая возникает благодаря повторам интермедий с одинаковым материалом в разных тональностях. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
- Общий тональный план формы обычно таков: от тоники движение к доминанте, затем через субдоминантовую тональность возвращение к тонике. ru.ruwiki.ru Однако он не является правилом, и в развёрнутых формах задействованы и другие родственные тональности. ru.ruwiki.ru
Концертная форма типична для частей (преимущественно первых) циклических сочинений эпохи барокко. bigenc.ru Её использовали А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и многие другие композиторы, наиболее сложные образцы — у И. С. Баха. bigenc.ru