Анна Павлова внесла значительный вклад в развитие балетного искусства, в частности:
- Создала образы, которые отличались музыкальностью и поэтичностью, а также психологической достоверностью. bigenc.ru Выступления Павловой в таких ролях были оценены современниками как возвращение к эпохе романтизма, считавшейся высшим достижением в развитии балетного театра. bigenc.ru
- Изучала фольклорные танцевальные традиции стран, в которых выступала её труппа. bigenc.ru В результате появлялись балеты и концертные номера, основанные на разнообразном национальном материале, что обогатило возможности классического танца. bigenc.ru
- Создала собственный жанр, который Ю. Д. Беляев назвал «хореографической мелодекламацией». ru.ruwiki.ru К таким номерам относятся «Стрекоза» на музыку Крейслера, «Бабочка» на музыку Дриго, «Ночь», «Калифорнийский мак». ru.ruwiki.ru
- Способствовала утверждению мировой славы русского балета. ru.ruwiki.ru Гастроли Павловой способствовали этому, она выступила более чем в 40 странах и во многих из них впервые представила искусство балета. ru.ruwiki.ru
Вацлав Нижинский также внёс значительный вклад в развитие балетного искусства, в частности:
- Возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. bigenc.ru
- В балетмейстерской деятельности опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности. bigenc.ru
- Поставил несколько балетов, которые получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры публики и критики. bigenc.ru Например, «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, «Игры» на музыку Дебюсси и «Весну священную» И. Ф. Стравинского. bigenc.ru
- Предвосхитил будущие поиски балетного театра, так как его постановки ломали устоявшиеся каноны академического балетного спектакля и классического танца, отрицали пластическую живопись фокинской реформы. bigenc.ru