Традиции и новаторство проявляются в разных жанрах музыки, и каждое конкретное музыкальное сочинение становится своеобразной точкой равновесия между ними. 2
В опере традиции и новаторство могут сочетаться, например, в национальных произведениях. 2 Так, в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки за основу взята устоявшаяся форма оперного спектакля, но композитор насытил её русскими интонациями и характерными национальными образами и идеями. 15 В опере «Кармен» Ж. Бизе царит стихия испанской народной музыки. 15 В опере «Порги и Бесс» Дж. Гершвина — джазовые интонации. 15
В рок-опере традиции классической музыки сочетаются с достижениями современного музыкального языка и технологиями. 3 Так, в рок-опере «Юнона и Авось» А. Рыбникова «вечные темы» переплетены со злободневными проблемами. 3 Авторы опираются на традиции, например, на обращение к литературным первоисточникам и деление на музыкальные сцены. 34
В современной музыке новаторский облик не отрывается от классической традиции, а как бы вырастает из неё, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веяниям современной жизни. 15 Например, в музыкальном искусстве ХХ века музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, а композиторы-новаторы и реформаторы, такие как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен, знаменовали собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. 1
Таким образом, ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве. 23