П. И. Чайковский изображал природу в своих произведениях, используя приём эмоциональных ассоциаций. 4 Например, в цикле «Времена года» каждая из 12 пьес соответствует названию месяца года. 3 Композитор передавал в них весеннее ликование жаворонка, радостное пробуждение подснежника, мечтательную романтику белых ночей и другие краски природы. 3
Также Чайковский использовал образы природы в Первой симфонии под названием «Зимние грёзы». 1 Заглавие указывает на то, что при её сочинении композитор представлял картины зимней русской природы и возникающие на их фоне жанровые сценки. 1 Ещё раз зимняя тема у Чайковского раскрывается в балете «Щелкунчик», где номера «Еловый лес зимой» и «Вальс снежных хлопьев» воплощают сказочность кануна Рождества. 1
Римский-Корсаков часто воплощал природу в своих оперных и симфонических произведениях. 1 В опере «Снегурочка» в сцене заповедного леса можно услышать тему светлячков и фугато деревьев. 1 Оркестровая увертюра, открывающая оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», живописует картину леса с его шелестом листвы и пением птиц. 1
Таким образом, и Чайковский, и Римский-Корсаков видели и передавали в своих произведениях природу как живое существо, воссоздавая увлекательные картины изменений в ней: золотую осень или озорной летний дождь, бушующее море или зимнюю вьюгу. 23