Оттенок небесно-голубого (синего) цвета в живописи менялся на протяжении истории в зависимости от эпохи и творческих поисков художников. 24
В Древнем Египте синий был популярен, но получался скорее светло-голубым с зелёным оттенком. 5 Пигмент изготавливали из медных опилок, он стал первым из синтетических и называется египетским синим. 5
В западной культуре вплоть до раннего Средневековья синий цвет ничего не значил и использовался лишь для изображения неба. 5 Только в XII столетии его роль была переосмыслена — благодаря аббату Сугерию, который считал, что божественный свет передаётся через цвета, а синий воспринимал как небесный свет. 15
В эпоху Возрождения художники, такие как Рафаэль, стали добавлять белый, чтобы облегчить ультрамарин, и тёмно-синяя одежда Девы Марии стала небесно голубой. 2 Тициан создал свой богатый оттенок, используя множество тонких глазурей из разных красок синего и фиалок, которые пропускали свет. 2
В XVII–XVIII столетиях мастера активно экспериментировали с пигментами, стремясь сэкономить и разнообразить палитру. 1 Голландский художник Ян Вермеер использовал лазурь часто, но дозированно: применял синий только для верхнего слоя или смешивал его с другими цветами. 1
В романтизме оттенки голубого и синего отражали непоколебимую мощь, вечную и спокойную силу стихии. 4 Противопоставление холодных и тёплых красок вписывалось в концепцию двоемирия, побега из реальности в далёкую экзотическую страну. 4
В реализме холодные краски подчёркивали тяготы жизни простых людей или эмоции исторических героев. 4 Цвет сочетался с другими драматургическими приёмами. 4
Экспрессионисты делали упор на силу красок и не стеснялись наполненных оттенков. 4 Синим выражались эмоции опустошения, грусти, сочетание с красным и жёлтым точно передавало силу нескончающегося экзистенциального ужаса. 4
В XX столетии французский художник Ив Кляйн вместе со своим другом-химиком создал и запатентовал собственный оттенок цвета, известный как International Klein Blue, сокращённо IKB, «международный синий Кляйна». 1