В русской поэзии разных эпох менялись правила и характер рифм. 12
До первой половины XVIII века литературная русская рифма была строго грамматичной. 2 Как правило, рифмовались только однотипные слова — прилагательное с прилагательным, глагольная форма — с подобной же глагольной формой и так далее. 2
В XVIII веке поэты отказались от обязательной парности рифм и смежной рифмовки. 2 Упор делали не на совпадении написания окончаний рифмующихся слов, а на их созвучность. 2 С этого времени можно говорить об утверждении в русском стихе настоящей точной рифмы. 2 Одновременно с этим произошёл отказ от обязательного параллелизма рифмы: наряду с грамматическими появились контрграмматические рифмы, где рифмуются разные типы слов, например, прилагательное с существительным («тишина — красна», «полна — дна»). 2
В начале XX века произошла реформа русской рифмы, которую подготовили символисты, а осуществили футуристы. 2 Сущность реформы состояла во введении в обиход поэзии так называемых неточных рифм. 2 Одна из важных черт новой рифмы заключается в том, что в состав рифменного созвучия чаще входит не окончание слова, а корень слова и даже его начало (приставка). 2
В 70-х–80-х годах в творчестве Иосифа Бродского и поэтов его круга можно видеть новую стабилизацию рифмы, частичное возвращение более традиционных типов. 2