Культурные традиции восприятия природных явлений в разных странах менялись, например, следующим образом:
- Первобытные люди считали, что вся природа одушевлена, наполнена невидимыми добрыми и злыми духами. 5 Каждое дерево, источник, река, холм имели своего духа-хранителя. 5 Прежде чем срубить дерево, разрыть гору, перегородить ручей, человек обязан был попросить об этом природу, принести жертву, получить согласие Бога. 5
- В античности искусство и эстетика открывали и воспевали красоту природы Земли и раскинувшегося вокруг неё Космоса. 2 В какой-то степени природа наделялась субъектными характеристиками: за живыми существами признавалось «право иметь душу», хотя и менее «качественную», чем человеческая. 3
- В религиозном искусстве средневековья изображение носило условно-схематический характер. 2 Только в эпоху Возрождения художники начали воспевать реальный, материальный мир, показывая, что природа прекрасна и что человек есть часть природы, высшее её проявление. 2
- В европейских странах особенно быстро проходило подчинение природы человеком. 5 Европейцы стремились раскрыть тайны природы, узнать её законы и подчинить себе. 5 Они не столько любовались красотой природы, сколько пытались её исследовать. 5
- В культурах восточных стран (Индии, Китая, Японии) во все времена мир природы занимал одно из ведущих мест в шкале ценностей. 3 Для Востока природа представляла, прежде всего, духовную ценность. 3 При этом считалось, что вмешательство человека в природу несёт за собой определённые последствия. 14 Например, в Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов. 14