Вопросы к Поиску с Алисой
Мажор и минор стали доминирующими типами ладовой структуры в европейской музыке с XVII века. cyberleninka.ru Эти два основных вида лада постепенно освобождались от интонационных формул старых ладов, а с середины XVIII века приобрели классический вид с опорой на три главных трезвучия. cyberleninka.ru
Мажорная музыка чаще торжественно-праздничная, либо весёлая и радостная, либо спокойная. cyberleninka.ru Например, мажорная средняя часть противопоставляется сдержанно-скорбным минорным частям «Траурного марша» из Сонаты Ф. Шопена. cyberleninka.ru
Минор большей частью используется для музыки печальной, горестной, элегической или драматичной. cyberleninka.ru Пример — минорная начальная тема Пятой симфонии П. Чайковского, которая звучит сумрачно и неприветливо, но в финале, став мажорной, преображается и звучит светло и приподнято. cyberleninka.ru
В музыке разных культур встречаются лады, отличные от мажора и минора. m.ok.ru Например, в Древней Греции существовали лады, которые соответствовали знакомым нам мажору и минору — Ионийский и Эолийский. solemnis.org
В музыке неевропейских культур, таких как Иран, Индия, Турция, часто используются «народные» лады. solemnis.org Например, в греческом богослужебном пении, на которое оказали сильное влияние восточные музыкальные традиции, звучит миксолидийский лад. solemnis.org А в песне муэдзина, призывающего мусульман на молитву, можно услышать уменьшенную вторую ступень (признак фригийского лада). solemnis.org
В традиционной японской музыке используется лад «хирайоши», который состоит из пяти ступеней. skillbox.ru
В арабской и турецкой традиционной музыке часто применяют близкий аналог минора — байати, в котором вторая ступень опущена на четверть тона. skillbox.ru