Механика градостроительных игр изменялась на протяжении десятилетий, например, можно выделить следующие этапы:
- Зарождение жанра. 34 Первой игрой по управлению городом считается Hamurabi, созданная в 1968 году. 34 Она была проще последователей жанра, например, не позволяла строить новые здания и развивать инфраструктуру. 34
- Развитие жанра. 34 Дальнейшее развитие жанр получил с выходом игры Utopia, разработанной для игровой приставки Mattel Intellivision и выпущенной в 1981 году. 34 Классический вид жанра был сформирован игрой SimCity, положившей начало одноимённой серии. 34
- Второй всплеск популярности жанра. 1 Он произошёл в 1993 году с выпуском различных игр, включая The Settlers, действие которой разворачивается во времена средневековья и имитирует сложную поселенческую и экономическую систему. 1
- Появление гибридных игр. 1 Например, Stronghold, в которой были элементы стратегических игр в реальном времени, когда враги атаковали город. 1
- Появление казуальных игр. 1 В 2010-х годах, с развитием социальных игр, мобильных игр, freemium и модели микроплатежей, произошёл всплеск казуальных градостроительных игр с различными механизмами, такими как функция «производить и улучшать» по времени. 1
- Появление игр с футуристическими декорациями. 1 Начиная с Anno 2070 в 2011 году, футуристические декорации стали широко популярны среди аудитории жанра. 1
- Появление игр с прямым управлением. 2 Например, Life is feudal: forest village, где есть прямое управление, которое позволяет игроку управлять жителями деревни от первого лица. 2
Также с каждым годом игры жанра симулятор строительства и управления становятся всё более реалистичными, появляется всё больше инструментов, позволяющих более детально строить города и развивать инфраструктуру. 2