Игры для развития творческих и интеллектуальных навыков у детей дошкольного возраста различаются по разным параметрам, например по возрасту и целям занятий. 2
По возрасту выделяют игры для разных групп дошкольников: 2
- Для младшего дошкольного возраста используют игры на сенсорное развитие и мелкую моторику, например, вкладыши и рамки по методу Монтессори, «Почини коврик», «Помоги бабочке найти цветочек». 2
- Для среднего дошкольного возраста добавляют игры на развитие целостного восприятия, способностей к анализу и синтезу: «Сложи узор» (кубики Никитина), «Блоки Дьенеша», «Цветные Палочки Кюизенера», «Танграмм». 2
- Для старшего дошкольного возраста применяют игры на развитие самостоятельности и инициативности, творческих способностей: «Волшебный квадрат» Воскобовича, «Игровизор», «Сложи квадрат», «Сложи круг», «Геоконт» и другие. 2
По целям выделяют игры, которые направлены на развитие разных навыков:
- Для развития творческих способностей используют игры, в которых нужно самостоятельно придумывать и конструировать различные предметы и абстрактные фигуры, придумывать им оригинальные названия. 2 Например, «Чем может быть…» (учить придумывать новое применение знакомым предметам), «Портрет из пуговиц» (учить выполнять аппликации из пуговиц), «Фантазёры» (развитие воображения, образного мышления). 5
- Для развития интеллектуальных навыков используют игры, которые помогают формировать у дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления. 2 Например, «Блоки Дьенеша» (научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам), «Игровизор» (способствует развитию интеллектуальной культуры, умению учиться, принимать учебную задачу, находить средства для её решения, контролировать в процессе работы). 2