Дефицит товаров при значительном понижении стоимости возникает из-за дисбаланса между спросом и предложением. 4 Чем ниже цена, тем большее количество товара готов приобрести потребитель, но предложение при этом сокращается, поскольку уменьшившаяся цена снижает прибыль продавцов. 1
Некоторые другие причины возникновения дефицита:
- Изменение спроса. 4 Под действием определённых неценовых факторов увеличивается количество товара, которое потребитель готов приобрести по неизменившейся цене, но товара в таком объёме на рынке нет. 4 Например, к обстоятельствам, влияющим на изменение спроса, может относиться увеличение уровня дохода потребителя или изменение восприятия им полезности товара, например вследствие рекламной акции. 4
- Вмешательство государства в рыночные механизмы. 23 Например, если государство установит ограничение на максимальную стоимость, то товары по заниженной цене скупают, но их больше не становится, в результате продукция может и вовсе исчезнуть с рынка. 3
- Искусственное создание дефицита монополистами. 24 В такой ситуации определённые поставщики или организации могут контролировать предложение на рынке и тем самым устанавливать почти любые цены. 3