Расхождение в восприятии населением реальной и официальной инфляции наблюдается по нескольким причинам:
- Личная потребительская корзина отличается от усреднённой. alfabank.ru dzen.ru Росстат рассчитывает инфляцию на основе потребительской корзины, которая отражает расходы «среднего домохозяйства». alfabank.ru Однако ни одно домохозяйство не может точно повторить эту усреднённую корзину. alfabank.ru Например, если человек живёт в городе с плохо развитым общественным транспортом, он, вероятно, тратит больше на личный автомобиль, чем другие россияне. alfabank.ru
- Субъективное восприятие цен. alfabank.ru Люди склонны гораздо заметнее реагировать на повышение стоимости товаров, нежели на снижение. alfabank.ru Резкий скачок цен на такси или хлеб моментально привлекает внимание и создаёт впечатление общего подорожания. alfabank.ru Снижение же цен на другие категории товаров, такие как бытовая техника, часто проходит мимо внимания. alfabank.ru
- Влияние товаров-маркеров. alfabank.ru dzen.ru К ним относятся чувствительные для потребителя категории благ, по динамике цен на которые он делает вывод об общей инфляции. dzen.ru Например, из-за роста цен на бензин потребитель может интуитивно сделать вывод, что так же растут цены и на другие товары и услуги. dzen.ru
- Сезонные колебания цен. alfabank.ru Например, цены на овощи и фрукты обычно снижаются летом и осенью, когда появляется новый урожай, и растут зимой и весной. alfabank.ru Аналогично меняются цены на сезонную одежду. alfabank.ru Однако люди чаще запоминают периоды роста, чем снижения, что усиливает ощущение высокой инфляции. alfabank.ru
Важно понимать, что альтернативные оценки инфляции могут быть неточными, поэтому лучше использовать официальные данные как основу для понимания экономической ситуации. alfabank.ru