Один из вариантов классификации заказчиков в современном бизнесе основан на двух признаках: уровне экспертности и готовности к креативным или нестандартным решениям. 1 Выделяют четыре основных типа: 1
- Эксперт-консерватор. 1 Компетенция высокая, готовность к изменениям низкая. 1 Представитель среднего или крупного бизнеса, имеет опыт на рынке и понимание стратегии. 1 Чётко формулирует задачу и ждёт, что результат будет соответствовать его видению. 1 Использует традиционные наработанные подходы и с трудом рассматривает «нестандартные» для него варианты. 1
- Эксперт-новатор. 1 Компетенция высокая, готовность к изменениям высокая. 1 Представитель стартапа или активно развивающегося бизнеса любой величины. 1 Нацелен на поиск новых инструментов, которые раньше не использовал. 1
- Ученик-консерватор. 1 Отсутствуют чёткие задачи, не хочет выделять ресурсы — как денежные, так и исполнительские. 1 При этом ожидания высокие. 1
- Ученик-новатор. 1 Противоположная позиция: «заплатим, лишь бы сделали». 1 Не желает вникать и учиться, ему проще заплатить деньги. 1 Не знает, как поставить задачу и правильно выбрать исполнителя, поэтому часто попадает на недобросовестных подрядчиков и переплачивает. 1
Общепринятой классификации типов заказчиков, которой обязаны руководствоваться все компании, не существует. 2 Каждый ритейлер волен применять собственный вариант деления аудитории на сегменты, исходя из специфики своей отрасли. 2