В современном бизнесе используются разные методы расчёта цены продукции, которые можно разделить на несколько групп: 15
- Затратные методы. 5 Основаны на оценке расходов на производство. 5 Некоторые из них:
- Метод полных издержек. 25 К себестоимости единицы товара прибавляют надбавку, размер которой зависит от установленного уровня прибыли. 2
- Метод прямых затрат. 5 Компания оценивает, сколько товара сможет продать, и выставляет наценку с учётом расходов на партию. 4
- Метод предельных издержек. 15 Используется, когда компания планирует увеличить продажи за счёт имеющихся производственных мощностей. 1 Цена учитывает только затраты на выпуск каждой дополнительной единицы товара. 1
- Метод учёта рентабельности инвестиций. 15 Применяется для проектов с привлечением инвестиций, когда нужно определить цену их окупаемости. 5
- Метод на основе анализа точки безубыточности. 15 Рассчитывается себестоимость производства и необходимый объём продаж, чтобы обеспечить отсутствие убытков. 5
- Рыночные методы. 45 Ориентируются на цены конкурентов и спрос на товар. 4 Некоторые из них:
- Подсчёт по воспринимаемой ценности. 4 Опирается на мнение покупателей о приемлемых ценах. 4 С помощью фокус-групп и соцопросов специалисты выясняют, по какой цене покупатель готов приобрести конкретный товар. 4
- Ориентация на конкурентов. 4 Подходит для продуктов массового потребления с высокой конкуренцией. 4 Чтобы определить стоимость товара, специалисты анализируют цены конкурентов. 4
- Ориентация на спрос. 4 Согласно этому методу, производитель выставляет ту цену, которая позволит получить максимальный спрос. 4
- Параметрические методы. 14 Обычно с их помощью определяют цену новых товаров или модификаций старых моделей. 4 Некоторые из них:
- Агрегатный метод. 4 Используется для подсчёта цены на сложные технические товары. 4 Цена равна сумме затрат на все комплектующие и сборку. 4
- Метод удельной цены. 4 Используется, чтобы выставить стоимость на новую модель старого товара. 4 Цену выставляют с учётом стоимости базовой модели и внесенных изменений. 4
- Балловый метод. 4 Эксперты оценивают различные качества продукта по балловой шкале и назначают стоимость одного балла. 4 Цена формируется исходя из суммы выставленных баллов. 4
- Метод регрессионного анализа. 1 С помощью регрессионного уравнения рассчитывают взаимосвязь между изменением характеристик изделия и ценой. 1
Выбор метода расчёта цены зависит от многих факторов, в том числе от спроса на продукцию, поведения конкурентов, массовости производимого товара, цели ценообразования и других. 2