Платёжная система — это совокупность правил и процедур, а также обширная техническая инфраструктура, которая обеспечивает проведение любых финансовых операций без использования наличных денег, с помощью банковских карт и электронных платежей. 4
Участниками платёжной системы могут быть: 5
- Банки — основные участники, которые предоставляют финансовые услуги и выполняют расчёты между участниками системы. 5
- Эмитенты карт — отвечают за выпуск и обслуживание платёжных карт. 5
- Торговые точки — принимают оплату за товары и услуги с помощью платёжных карт. 5
- Процессинговые центры — обеспечивают техническую инфраструктуру для проведения платежей. 5
- Конечные пользователи — являются источником денежных средств на счетах и используют карты для осуществления платежей. 5
Процесс проведения безналичных операций включает несколько сторон: 4
- Точка продажи. 4 Каждая торговая точка сама выбирает банк-эквайер, который будет обслуживать операции. 4
- Покупатель — держатель карты/счёта. 4
- Эмитент — организация, которая выпустила карту. 4
- Эквайер — организация, которая обрабатывает платежи и операции. 4
- Процессинговый центр. 4
При оплате картой через терминал: 4
- Банк-эквайер передаёт данные карты и сумму к оплате в процессинговый центр, который проверяет карточку и законность запроса. 4
- Далее запрос транслируется в банк — эмитент карты, он повторно проверяет его и проводит транзакцию. 4
- Сумма переходит со счёта на счёт, покупатель получает чек. 4
При онлайн-оплате: 4
- Покупатель выбирает товар в интернет-магазине и нажимает кнопку оплаты. 4
- Информация передаётся в платёжный шлюз вместе с суммой платежа. 4
- Шлюз направляет запрос эквайеру и платёжной системе, которая управляет картой. 4
- Там карта проходит проверку. 4
- Если карта имеет защиту 3D Secure, требуется ввести ещё один пароль, который приходит в СМС-сообщении или в банковском приложении. 4
- Банк-эмитент проверяет наличие необходимой суммы на счёте клиента и высылает квитанцию о переводе. 4
Платёжные системы бывают международными и национальными. 14 Международные системы действуют за пределами той страны, в которой зарегистрирован оператор системы, национальные — предоставляют услуги только в пределах конкретной страны. 4