Сезонные изменения влияют на спрос определённых товаров следующим образом: в зависимости от сезона интересы потребителей изменяются. 2 Например, летом чаще всего покупают товары для отдыха, купальные костюмы и солнцезащитные средства, тогда как зимой спрос возрастает на тёплую одежду, новогодние украшения и зимние аксессуары. 2
Выделяют три основных уровня сезонности: 2
- Умеренная сезонность (15–20%). 2 Сюда относятся товары, спрос на которые не претерпевает значительных колебаний в течение года. 2 Примером могут служить продукты питания, базовая одежда и аксессуары. 2
- Ярко выраженная сезонность (40–50%). 2 К этой категории относятся товары, которые покупают в зависимости от времени года: летние шляпы, зимние варежки, праздничные сувениры. 2 Для таких позиций характерны резкие скачки спроса в определённые периоды. 2
- Жёсткая сезонность (свыше 50%). 2 Продукция с жёсткой сезонностью продаётся исключительно в узкие временные рамки и практически теряет актуальность в остальное время. 2 Примером могут служить новогодние украшения, костюмы на Хэллоуин, купальники или сани. 2
Некоторые факторы, влияющие на сезонность спроса:
- Время года. 2 В некоторых нишах товары чаще покупают зимой, в других — летом или осенью-весной. 3 Например, загородную недвижимость аудитория выбирает с июня по август — в остальные месяцы спрос на неё падает. 3
- Праздники. 23 Некоторые товары аудитория активно покупает в канун Нового года, 23 февраля, 8 марта, Дня всех влюблённых и других праздников. 3
- Начало учебного года. 1 В период август-сентябрь растёт спрос на школьные принадлежности, форму, канцелярские товары. 1
- Нерегулярные события. 1 В такие периоды может резко вырасти спрос на тематические товары. 1 Например, в майские праздники растёт спрос на шашлычные наборы, клиенты бронируют беседки в зонах отдыха. 3
- Тренды. 1 Модные тенденции, поддерживаемые известными брендами, могут значительно влиять на спрос в течение ограниченного времени. 2
Есть товары, на которые сезонный фактор оказывает минимальное влияние. 1 Например, продукты, лекарства, средства гигиены, бытовая химия, индустрия развлечений всегда пользуются спросом. 1