Для определения объёмов продаж продукта на рынке можно использовать следующие методы:
- Анализ динамики продаж. 1 Цель — выявить отклонения по сравнению с предыдущими периодами. 1 Для этого используют показатели выручки за текущий и прошлый период. 1
- Метод ABC. 12 Цель — выявить долю товара с наибольшим спросом. 1 Для этого берут определённый продукт или группу товаров, показатели по прибыли или выручке. 1 Рассчитывают долю продаж в процентах и присваивают товарам группу А, В, С, где А — товары с наибольшим спросом (до 80% прибыли), В — товары с высоким спросом (до 15% прибыли), С — нерентабельные товары (до 5% прибыли). 1
- Анализ равномерности спроса (XYZ). 1 Цель — выявить группы товаров со стабильным спросом. 1 Для этого товарам или группам присваивают категории X, Y, Z, где X — наиболее стабильный спрос (отклонение 0–10%), Y — средняя стабильность спроса (отклонение 10–25%), Z — нестабильный спрос (отклонение >25%). 1
- Анализ структуры чека. 1 Цель — выявить количество определённого товара на конкретной торговой площадке. 1 Для этого составляют список MML (минимальная ассортиментная матрица), в который включают ключевые товары — SKU. 1 С помощью учётных систем получают среднее количество SKU, которое реализуют в магазине или на другой торговой площадке. 1
- Матрица BCG. 1 Цель — определить приоритетные группы товаров. 1 Методика позволяет рассчитать долю товара на рынке, темпы роста рынка для товара и объём продаж. 1
Также для анализа объёмов продаж можно использовать специальные аналитические онлайн-сервисы, например SalesFinder, MPStats или Huntersales. 2