Для определения эффективности отдела закупок можно использовать следующие показатели:
- Сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек. 1
- Уровень брака закупаемой продукции. 1
- Доля закупок, совершённых вовремя. 1
- Число ситуаций, когда нужных ресурсов не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства или выполнения заказа клиента. 1
- Количество и причины изменений, внесённых в заказы по вине службы закупок. 1
- Число полученных и выполненных заявок. 1
- Доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки. 1
Также для общей оценки эффективности работы отдела закупок можно использовать следующие показатели:
- Время цикла заказа на покупку. 2 Общее время, затраченное на выполнение заказа на покупку на протяжении всего процесса — от создания заказа на покупку до утверждения, получения, формирования счёта-фактуры и завершения оплаты. 2
- Стоимость заказа на покупку. 2 Средняя стоимость обработки заказа на покупку, от его создания до закрытия счёта-фактуры. 2
- Точность заказа на покупку. 2 Процент заказов на покупку с ошибками в позиции, цене, количестве или дате доставки/адресе по сравнению с общим количеством заказов на покупку за период. 2
- Коэффициент экстренных покупок. 2 Отношение количества срочных покупок к общему количеству покупок, совершённых за фиксированный период. 2
- Рентабельность инвестиций в закупки. 2 Отношение годовой экономии к годовым внутренним затраченным на закупки. 2
Выбор конкретных показателей эффективности отдела закупок зависит от целей и задач компании.