Для анализа продаж товаров в розничной торговле можно использовать следующие методы:
- Анализ динамики продаж. 1 Цель — выявить отклонения по сравнению с предыдущими периодами. 1 Для этого используют показатели выручки за текущий и прошлый период. 1
- Метод ABC. 1 Цель — выявить долю товара с наибольшим спросом. 1 Для этого берут определённый продукт или группу товаров, показатели по прибыли или выручке. 1 Рассчитывают долю продаж в процентах и присваивают товарам группу А, В, С, где А — до 80% прибыли, В — до 15% прибыли, С — до 5% прибыли. 1
- Анализ равномерности спроса (XYZ). 1 Цель — выявить группы товаров со стабильным спросом. 1 Для этого составляют список товаров, определяют выручку по каждой позиции за периоды, определяют коэффициент вариации (отклонение спроса). 1
- Анализ структуры чека. 1 Цель — выявить количество определённого товара на конкретной торговой площадке. 1 Для этого составляют список MML (минимальная ассортиментная матрица), в список включают ключевые товары — SKU. 1 С помощью учётных систем получают среднее количество SKU, которое реализуют в магазине или на другой торговой площадке. 1
- Матрица BCG. 1 Цель — определить приоритетные группы товаров. 1 Методика позволяет рассчитать долю товара на рынке, темпы роста рынка для товара и объём продаж. 1 После расчётов составляется матрица: товары распределяют по четырём группам. 1
- Факторный анализ. 1 Цель — определить факторы, влияющие на продажи. 1 Исследуют влияние на продажи различных факторов: цены, конкуренции, маркетинговой активности. 2
- Анализ рентабельности. 1 Цель — рассчитать эффективность с экономической точки зрения. 1 Для такого анализа необходимо иметь план рентабельности. 1 Он составляется на основании бизнес-плана или данных с прошлых периодов. 1
- Анализ клиентской базы. 1 Цель — определить темпы роста количества клиентов, эффективность работы с клиентами. 1 Для проведения анализа необходимо знать общее количество клиентов (ОКБ) и число активных клиентов (АКБ). 1
- Анализ работы отдела продаж. 1 Цель — понять, насколько качественно работают сотрудники. 1 По итогам анализа можно понять, какие этапы воронки продаж максимально эффективны, а какие «западают», кто из сотрудников работает с высокой отдачей, а чьи усилия приносят мало пользы. 1
Выбор метода зависит от конкретных целей компании или предпринимателя, от характера бизнеса. 2