Социальное предпринимательство — это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем граждан и общества. 15
Главный критерий успешности таких компаний — не прибыль, а социальный эффект (импакт) — положительные изменения, которые происходят в жизни конкретного благополучателя или общества в целом. 1
Некоторые критерии, по которым бизнес может считаться социальным:
- Трудоустройство социально уязвимых граждан. 2 К ним относятся люди с инвалидностью, пенсионеры, выпускники детских домов, беженцы, малоимущие граждане. 2 Доля таких сотрудников в компании должна составлять не менее 50%, а расходы на оплату их труда — более 25%. 1
- Продажа товаров или услуг, которые произвели социально уязвимые граждане. 2 Доля доходов от продажи таких товаров в общей выручке компании должна быть не менее 50%. 1
- Производство товаров или услуг для социально уязвимых людей. 1 Например, компания может создавать умные трости для слепых и слабовидящих людей. 1
- Решение социальных проблем. 1 К такой деятельности относится, например, обучение детей-сирот или создание экологичной продукции. 1
Социальные предприятия могут получить поддержку от государства: гранты на ведение бизнеса, нулевую или льготную налоговую ставку, бесплатное обучение и консультации по открытию своего дела, льготы на аренду помещений и земельных участков. 2