Некоторые особенности графика работы автобусов в мегаполисах России:
- Учёт изменения пассажиропотока по часам суток, дням недели, сезонам года. 1 Это позволяет создавать нормальные условия труда водителям и кондукторам. 1
- Организация работы в часы «пик». 1 В утренние и вечерние часы пиковых нагрузок на городских маршрутах перевозится до 50% общего объёма ежедневных перевозок пассажиров. 1 Для сокращения затрат времени пассажиров на перемещение и чрезмерного наполнения автобусов на наиболее загруженных участках маршрута в эти часы вводят укороченные, скоростные и экспрессные маршруты, используют автобусы разной вместимости. 12
- Организация работы во внепиковый период. 1 В это время пассажиропотоки уменьшаются, эффективность использования подвижного состава снижается. 1 Для повышения эффективности могут применяться, например, такие методы: гибкие совмещённые маршруты (в вечернее время не ранее 21 часа), метод дежурных маршрутов (по окончании вечерних часов «пик» часть маршрутов закрывается, а на оставшихся осуществляется высокая частота движения автобусов), метод смешанных маршрутов (на маршруты отправляются автобусы различной вместимости). 1
Также в мегаполисах часто используют двухступенчатую модель маршрутной сети: создают «каркас» — быстрые и частые линии транспорта, пронизывающие город, а вокруг них прокладывают все остальные маршруты. 5