Шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера (Business Model Canvas) представляет собой одностраничную схему, которая описывает все бизнес-процессы компании в девяти блоках: 4
- Сегментация потребителей. 6 Нужно подробно расписать целевую аудиторию — все группы населения, которые могут приобретать оцениваемые товары. 6 Они подразделяются на сегменты по отличительным признакам: потребностям, требованию к обслуживанию, объёмам закупок и пр.. 6
- Ценностные предложения. 6 Второй блок включает в себя полное описание продуктов и того, какую ценность они несут клиентам. 6 Предложение включает в себя те преимущества, что компания может обеспечить потенциальным покупателям. 6
- Каналы взаимодействия. 6 Необходимо подробно рассмотреть, каким образом будет происходить осведомление целевой аудитории о товарах компании. 6 Отдельно указывается порядок оценки ценности предложений и проведения постпродажного сопровождения. 6
- Отношения с покупателями. 6 Типы взаимоотношений с разными сегментами при построении бизнес-моделей варьируется в зависимости от размеров клиента. 6 Выделяются следующие варианты обслуживания: индивидуальная поддержка, личное взаимодействие, самообслуживание. 6
- Потоки доходов. 1 В этом блоке прописывается, как бизнес будет зарабатывать деньги, что обеспечит его финансовую устойчивость. 1
- Ключевые ресурсы. 1 Нужно описать все ресурсы, которые обеспечат функционирование бизнес-модели, помогут создать УТП, выйти с ним на рынок и получить прибыль. 1
- Ключевые виды деятельности. 4 Необходимо определить действия, которые будут приносить прибыль. 6
- Ключевые партнёры. 10 Здесь нужно перечислить компании, с которыми сотрудничаете на постоянной основе для создания ценностного предложения. 10
- Структура издержек. 10 Последний блок очень важен, нужно учесть все затраты, которые несёт компания при создании ценностных предложений. 10
Примеры заполнения некоторых блоков бизнес-модели Остервальдера:
- Сегментация потребителей: платформа Uber объединяет две целевые аудитории: владельцев автомобилей, которые хотят заработать, и потребителей услуг такси. 3
- Ценностные предложения: стриминговая платформа Netflix описывает ценностное предложение как получение развлекательного контента в любой момент времени. 3
- Каналы сбыта: компания The Best Buy, крупнейшая в США сеть магазинов электротоваров, указывает каналы сбыта: интернет-магазин, мобильное приложение, оффлайн-магазин. 5
- Отношения с клиентами: в этом блоке для компании The Best Buy описывается взаимодействие с клиентом: вовлечение и общение в соцсетях, гарантийный сервис. 5
Руководство по заполнению бизнес-модели Остервальдера включает ответы на вопросы: для кого создаётся продукт, кого может заинтересовать продукт, каких людей хочется привлекать и обслуживать, какой сегмент аудитории наиболее важен. 1
Скачать шаблон Business Model Canvas можно на сайте самого Остервальдера. 3