Чтобы выявить ложь респондента во время интервью при описании бизнес-процессов, можно использовать следующие методы:
- Проверочные вопросы. 1 Нужно задать повторный вопрос через некоторое время — другими словами или «с другой стороны». 1 При этом важно убедиться, что респондент правильно понял вопрос. 1
- Методика НЛП и анализ невербального общения (язык тела). 1 Однако применять её нужно аккуратно, так как иногда аллергию можно принять за ложь. 1
- Поиск по минимальному акценту. 2 Ориентирами для поиска значимых случаев, которые замалчиваются, служат части истории, на которых рассказчик старается не акцентировать внимание. 2
- Изменяющийся стиль изложения. 2 Внимание интервьюера должно обращаться на те части, где в свободном рассказе стиль изложения становится более красочным, появляются многочисленные подробности и детали. 2
Делать выводы о предоставлении недостоверной информации во время интервью стоит только после перепроверки с использованием других источников. 1