Модель B2B (от англ. business-to-business, «бизнес для бизнеса») — это бизнес-модель, при которой одна компания продаёт товары или услуги другой. 16 То есть это вид коммерческих отношений, когда бизнес А продаёт товары или услуги бизнесу Б, чтобы бизнес Б дальше их использовал для производства или перепродажи. 6
Некоторые особенности модели B2B:
- Сложный процесс принятия решений. 1 Над тем, стоит ли покупать продукт, почти всегда думает не один человек, а целая команда: специалисты отдела закупок, руководители разных отделов, директора и собственник. 1
- Длительный цикл продаж. 1 Это связано с тем, что компании тщательно анализируют готовые предложения и сравнивают с конкурентами на рынке, изучают все нюансы услуги. 1
- Высокая цена. 1 В B2B у товаров и продуктов стоимость выше, чем в B2C. 1 Это связано со сложностью продукта, наличием дополнительных услуг, обслуживания, техподдержки. 1
- Фокус на отношениях. 1 В этом сегменте рынка стараются выстраивать прочные отношения с клиентами. 1 Для этого продавец должен предложить потребителю дополнительные возможности: техническую поддержку, курсы, обучение, консультации. 1
Отличия модели B2B от B2C:
- Клиенты. 6 B2B работает для компаний и бизнеса, то есть для юридических лиц, а B2C — для потребителей, то есть для частных покупателей. 6
- Цель продаж. 6 Главная задача бизнеса — заработать, поэтому конечная цель сделки B2B для обеих сторон — получить прибыль. 6 В B2C-продажах клиент в первую очередь хочет закрыть свою потребность и платит именно за это. 6
- Процесс продаж. 6 В B2C продажи более простые и прямые, в то время как в B2B всё сложнее, дольше и требует более глубокого понимания потребностей клиента. 6
- Цикл продаж. 6 В B2C циклы короче, так как потребителям легче решиться на покупку, в то время как B2B-продажи длиннее из-за более сложного процесса принятия решений. 6
- Продукты. 6 B2C-товары и услуги рассчитаны для личного использования, в то время как B2B-продукты и услуги предназначены для использования в бизнесе: для производства, перепродажи или обслуживания. 6
- Ценообразование. 6 B2C-товары и услуги обычно имеют более низкие цены, так как они предназначены для массового потребления и выпускаются тоже массово, в то время как товары B2B стоят дороже из-за специфичности и узкопрофессионального назначения. 6