Для определения оптимальной структуры ассортимента магазина в современном маркетинге рекомендуется следующее:
- Определить формат организации и её основную концепцию и позиционирование. 1 Нужно учесть требования к формату (площадь магазина, магазин самообслуживания или торговля через прилавок и т. д.), специфику региона или города, особенности местоположения. 1
- Изучить покупательский спрос, провести сегментирование покупателей. 1 Нужно определить возраст, уровень доходов, семейное положение, образование, как отдыхает и что покупает чаще всего основной потребитель. 1
- Изучить ассортимент конкурентов. 1 Стоит обратить внимание на присутствие конкурентов, их преимущества, уровень цен и предлагаемые услуги. 1
- Принять решение о товарах, которые будут продаваться в магазине, и об уровне цен на эти товары. 1 На этом этапе можно начать подбор поставщиков, которые могут удовлетворять ожиданиям в отношении цен, качества товара и регулярности поставок. 1
- Углубить товарный классификатор, изучив каждую категорию и выделив в ней подкатегории (на одном или нескольких уровнях) и товарные позиции в каждой подкатегории. 1
- Проанализировать сбалансированность ассортимента по количеству категорий и соотношению товарных позиций. 1
- Составить ассортиментную матрицу, которая будет содержать информацию о товаре и поставщиках. 1
Также для оценки устойчивости и конкурентоспособности ассортимента можно использовать ролевой анализ (РБК-анализ). 1 Он проводится как по категориям, так и по группам однородных товаров (видам, брендам и пр.). 1
Важно выбирать и сочетать подходы, которые наилучшим образом будут соответствовать целям бизнеса и потребностям покупателей. 4